Эксперты в сфере экономических отношений Казахстана бьют тревогу. Анализ кредитной политики в республике показал, что (цитата): «В апреле 2025 года впервые общий объем задолженности населения Казахстана перед банками превышает годовой объем розничной торговли в РК. Это усиливает риски для устойчивости потребительского спроса. По состоянию на начало апреля 2025 года, граждане РК задолжали банкам 21,7 триллиона тенге (национальная валюта республики). Это 44,3 миллиарда долларов. Сумма, сопоставимая с годовым бюджетом Казахстана. Это на 4, 1 триллиона тенге, или на 8,5 миллиарда долларов ( 24 процента) больше, чем годом ранее».
То есть, уровень закредитованности населения приблизился к объему всего розничного товарооборота. Причем более семи процентов взрослого населения республики находятся в состоянии полного банкротства и не могут уже погашать ни кредиты, ни проценты по ним. Банкам удалось реструктуризировать долги по кредитам на общую сумму только 400 миллионов долларов.
Банковские аналитики считают, что население Казахстана копирует общую внешнюю кредитную политику республики. Ведь уровень займов в иностранных банках РК превышает его годовой бюджет на 34 миллиарда долларов. То есть, вся республика живет в кредит, взятый у иностранных заемщиков. Это очень опасная тенденция. Ведь настанет час, и кредиторы потребуют долги с процентами. А где взять деньги? Придется рассчитываться своими недрами, продавая в залог все полезные ископаемые.
В то же время аналитики отмечают, что (цитата): «в среднесрочной перспективе перегрев потребительского кредитования может стать фактором, сдерживающим рост розничного рынка в Казахстане. Особенно при дальнейшем ужесточении кредитной политики и снижении реальных доходов населения». Что и происходит сегодня.
В сравнении с другими республиками ЦАР: население Узбекистана имеет кредитную задолженность в 370 миллионов долларов, Кыргызстана – 537 миллионов долларов. Это означает более слабую зависимость республик и населения от иностранных кредиторов, а значит, и более самостоятельный курс во внешнеполитической деятельности.
Ербол Абатаев, по информации
Нет Ответов