Если добрый десяток лет назад Каспийское море рассматривалось как большой внутренний естественный водоем, используемый в качестве плато для добычи полезных ископаемых, судоходства и промыслов рыбы, то уже в настоящее время прикаспийские республики пытаются наладить диалог по реализации положений конвенции о его правовом статусе. Поэтому в Ашгабаде состоялся большой межправительственный диалог Туркменистана и Ирана.
Как сообщалось в пресс-релизе туркменской национальной академии наук, (цитата): «В числе центральных тем обсуждения – определение морской границы между странами, разграничение рыболовных зон, делимитация дна Каспийского моря. Участники рассмотрели вопросы экологии Каспия и перспективы двустороннего сотрудничества Туркменистана и Ирана, а также сотрудничества всех пяти прикаспийских государств».
Этот семинар стал предметом серьезных комментариев в блогосфере ЦАР. В частности, пока нет четкой морской границы между Ираном и Туркменистаном, Казахстаном и Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном. Только Россия определилась со своими морскими границами с Азербайджаном и Казахстаном.
Это очень важная сторона торгово-экономических отношений прикаспийских республик. Но одно сегодня тревожит участников семинара – это делимитация дна Каспийского моря, по которому республики ЦАР пытаются запланировать прокладку трубопроводов и высоковольтных кабелей в страны ЕС. Как это сделать, пока ученые не могут дать точного ответа.
К тому же бурение скважин в морской акватории – тоже может стать проблемой. А кто будет отвечать за аварии на буровых установках, за разливы нефтяных пятен на поверхности? Вопросов много. Ответов нет. То есть, Каспийское море постепенно становится предметом межгосударственных споров, к которым присоединяются уже Китай, США, Великобритания. Эти страны пытаются проложить свои торговые пути в разных направлениях.
Довран Аннаев, по информации https://turkmenportal.com/, https://vestiabad.ru/
Нет Ответов