Первые дни июля 2025 года преподнесли водителям Туркменистана и всем тем, кто транзитом передвигается по этой республике, крайне неприятные сюрпризы. На автозаправках выстраиваются трехкилометровые очереди для того, чтобы залить в бензобак по 10 литров бензина. Практически повсеместно начато ограничение в отпуске моторного топлива. Застревают автобусы с иностранными туристами, тяжелые грузовики, рефрижераторы.
Оппозиционные журналисты задаются вопросом: как так в республике, богатой углеводородами, люди имеют возможность заправиться лишь канистрой бензина. Но причин несколько. Первая: «сотрудники заправочных станций, зная о высоком спросе, накручивают сверх официальной цены до 200 процентов. В их карманах оседают огромные суммы. Но не всем отпускают 10 литров за раз. Кто заплатит по их ценам, тот получит 50 литров. Заправщики не только пытаются получить деньги мимо кассы, но и сбивают с помощью завышенной цены спрос на дефицитный товар».
Причем дефицит есть и там, где сосредоточены добыча и переработка нефти. Бензин марок А-95 и А-92 можно купить лишь по утрам и по 10 литров на автомобиль.
А тут еще началась уборочная кампания. Пик дефицита приходится на период заготовки хлопка и зерна. Топливо на бумаге было выделено, но чиновники «разбазарили объемы». Причем в пограничных с Узбекистаном областях они выменивали свой бензин и дизтопливо на хлопок и пшеницу из соседней республики – всё для выполнения плана по уборке.
Журналисты республики нашли еще один источник потерь. Топливо, выделенное для внутреннего рынка, недобросовестные участники системы также расхищают и перепродают за рубеж, особенно часто – в Узбекистан и Афганистан.
Еще одна причина – нарастающее падение объемов добычи и переработки. Хотя плановые показатели, действительно, достигаются, в абсолютных значениях происходит снижение.
Пока туркменские нефтяные резервы достаточны, чтобы можно было поддерживать низкую цену на бензин для населения. Но постоянные хищения на всех уровнях всё ломает. И природные богатства, и популярные меры оказываются бесполезны перед лицом массовой чиновничьей коррупции, которая, к сожалению, стала главной силой в Туркменистане, считают оппозиционные журналисты.
Амангельды Ниязов, по информации
Нет Ответов