Центр специального назначения ФСБ России создан 8 октября 1998 года по инициативе тогдашнего директора ведомства Владимира Путина. Основой стали две элитные группы — «Альфа» и «Вымпел». Это позволило объединить антитеррористические спецподразделения в единый мощный кулак в условиях, когда террористическая угроза для России стала угрозой номер один, а также при проведении специальных оперативно-боевых операций по пресечению актов терроризма и силовом обеспечении оперативно-розыскной деятельности по противодействию организованным криминальным структурам.
На счету сотрудников ЦСН — сотни успешно проведенных операций, в том числе по обезвреживанию лидеров бандподполья: Арби Бараева, Сейф Ислама, Аслана Масхадова, Салмана Радуева и других не менее одиозных фигур. В ЦСН проводится подготовка бойцов к выполнению самых сложных задач, каждый из них — профессиональный взрывник, стрелок, парашютист, альпинист, водолаз и медик. Центр оснащен самыми современными, порой созданными только для ЦСН видами вооружения и спецтехники, включая робототехнические комплексы, приборы навигации и беспилотники. За время существования центра его сотрудники были награждены государственными наградами более двух тысяч раз. 20 стали Героями России, 11 из которых — посмертно.
Спецоперации ЦСН на Кавказе проводились в тесном взаимодействии с войсками. Ветераны спецподразделения, вышедшие в отставку, отмечают, что бойцам ЦСН ФСБ приходилось тесно взаимодействовать с подразделениями войсковой разведки.
Приходилось с нуля отрабатывать взаимодействие между армией и спецназом (ФСБ). Тогда и заложили первые схемы, первые основы эффективной работы, началось обучение на месте, времени анализировать особо не было.
И хотя все задачи в ЦСН были жёстко структурированы, и «Альфа», и «Вымпел» перенимали друг у друга боевой опыт, накопленный за много лет службы. В результате уже во время боевой работы на Кавказе офицеры ЦСН представляли собой уникальную боевую единицу, равной которой не было во всём мире. Сами оперативники ЦСН говорят, что единственная цель такого подхода к организации боевой работы — быть готовыми к решению любых задач.
Антитеррористическая специфика ЦСН ФСБ сохраняется и по сей день. Бывшие оперативники Центра специального назначения отмечают, что у ЦСН несколько учебно-тренировочных объектов на территории Москвы и ближайшего Подмосковья. На каждом из них оттачиваются не только навыки спасения заложников и ликвидации террористов, но и методики управления роботизированной техникой.
Бывшие оперативники ФСБ отмечают, что практически на каждую «адресную» работу (выезд оперативной группы) помимо бронеавтомобилей для сотрудников перебрасывают специальный КамАЗ, внутри которого находятся роботы и вооружение к ним. Такого арсенала, как правило, хватает для блокирования боевиков со всех сторон и при необходимости их ликвидации — кроме робота, вооружённого пулемётом, специалисты ФСБ управляют роботами с реактивными огнемётами и гранатомётами, а также роботами-разведчиками, на которых установлены мини-камеры.
Но террористы — не главные «клиенты» ЦСН ФСБ. В обычной мирной жизни, когда речь не идёт о ликвидации боевиков, спецназ ФСБ привлекают к задержанию особо опасных преступников. Главная тайна в этом смысле давно раскрыта: спецназовцев просят помочь на задержаниях, когда велик риск, что преступники будут оказывать сопротивление.
Таковы тяжелые и очень опасные будни ЦСН ФСБ. Там служат люди, готовые в любую минуту прийти на помощь, рискуя собственными жизнями.
Айдар Караев, по информации интернет-порталов.
Нет Ответов