В СМИ Узбекистана активно обсуждают визовую проблему в отношениях с Туркменистаном. Официально было заявлено, что визы являются барьером для деловых кругов страны в отношениях с Туркменистаном. И это не секрет.
При этом Туркменистан входит в число крупнейших внешнеторговых партнеров Узбекистана. За январь-декабрь 2025 года товарооборот между ними составил 1,168 миллиарда долларов, причем Узбекистан импортировал туркменских товаров на 926 миллионов долларов. Оба показателя выросли по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, особенно заметный рост произошел в ноябре 2025 года после открытия зоны приграничной торговли. И тем не менее в декабре 2025 года в Узбекистане уже намекали на сложности в отношениях с Туркменистаном в другой сфере. Из-за дефицита газа в республике ограничили работу заправочных станций. А дефицит якобы был связан с аварией в «соседней стране». Но это не совсем так.
Политологи считают, что ввиду поставок туркменского газа в Китай, Запад недвусмысленно дал понять официальному Ашгабаду, что краны на газовых трубах в восточном направлении надо перекрыть или уменьшить экспорт, как и Узбекистану, который поддерживает торговые отношения с КНР. А ведь в 2023 году то же ведомство прямо отрицало наличие проблем с поставками и качеством газа по вине Туркменистана.
Отмена виз или облегчение порядка их получения для соседей и других приоритетных партнеров поможет Туркменистану увеличить внешнеэкономические показатели еще заметнее, подчеркивают политологи. И не надо в торговых отношениях даже с соседями оглядываться на Запад: мол, а что скажут в Америке или в Европе?
В то же время комментаторы подчеркивают (цитата): «Стоит отметить, что для Ташкента это непривычно — признавать какие-либо проблемы в отношениях с Туркменистаном, в отличие от того же Таджикистана, проблемы с которым Ташкент всегда открыто обсуждает. Возможно, с постепенным ростом открытости и прагматичного характера политики соседней республики, а также с усилением упора на эффективность работы правительства, Ташкенту придется все чаще признавать проблемы в отношениях с Ашхабадом, которых, по мнению местных наблюдателей, больше, чем в отношениях с Душанбе».
Рашит Атажанов, по информации
Нет Ответов