В интернет-сегмент Кыргызстана просочилась информация о том, что Европа повторно рассматривает вопрос необходимости и целесообразности финансирования программы Евросоюза «Содействие управлению границами в Центральной Азии» -«BOMCA». Неискушенные пользователи задаются вопросом: а почему страны ЕС, территориально расположенные за тысячи километров от Кыргызстана, пытаются регулировать важный вопрос охраны государственных границ КР, и что ими в таком случае движет?
Ведь в Евросоюзе известно, что Кыргызстан является союзником России по ОДКБ. И при чем тут необходимость и целесообразность финансирования программы со стороны ЕС «Содействие управлению границами в Центральной Азии» «ВОМСА»?
Ряд журналистов Кыргызстана выставили свои посты о том, что еще в мае 2025 года делегация из КР во главе с первым зампредом ГКНБ, директором пограничной службы генерал-майором Уланом Алимбаевым посетила специализированный учебный центр пограничной стражи Польши в городе Любань и также государственный колледж пограничной охраны Латвии в Резекне. Но для чего?
Офицеры Кыргызстана, по сведениям журналистов, изучили работу польско-белорусского и латвийско-белорусского участков границы, а также обсудили перспективы обучения своих военнослужащих в 2025–2026 годах на базе европейских учебных заведений в рамках озвученной программы ЕС «Содействие управлению границами в Центральной Азии» – «ВОМСА».
В планах взаимодействия также была организация в августе 2025 года стажировки для преподавателей киргизских военных учебных учреждений, в том числе кафедры пограничной деятельности военного института в Бишкеке и центра повышения квалификации в Оше. А чем, собственно говоря, была целесообразность подобных стажировок? Вопрос, однако, появился и у самих спонсоров.
Помимо вышеуказанных политических аспектов (участие Кыргызстана в ОДКБ), есть ряд проблем у самой программы. В частности, контракты на поставку оборудования и строительство инфраструктуры, реализуемые через «ВОМСА», подвержены серьезным рискам коррупции, завышения стоимости и неэффективного выбора подрядчиков, как на местном уровне, так и на уровне стран-партнеров.
Также в качестве аргументов против продолжения поддержки проекта в ЕС назвали его слабую устойчивость. В соседнем Таджикистане половина переданных в рамках программы таможенных лабораторий оказались нерабочими из-за нехватки базовых реактивов. Кыргызстан может повторить эти ошибки.
ЕС пытается содействовать продвижению системы интегрированного управления границами (IВМ). Но при этом сохраняется конкуренция и слабое взаимодействие между различными ведомствами, участвующими в контроле границы. Речь идет в первую очередь, о пограничной, таможенной, миграционных службах, а также – об организации фитосанитарного контроля на пограничных КПП. Да и в странах Балтии откровенно признались, что управление программой через консорциум партнеров приводит к неразрешимым бюрократическим проволочкам.
Но есть еще один немаловажный недостаток: очень слабо был организован мониторинг использования выделяемых в рамках программы «ВОМСА» средств из бюджетов стран ЕС. При этом налогоплательщик может задать вопрос: а зачем мои налоги идут на охрану границ далекого от Европы Кыргызстана?
В то же время для стран ЕС, по признанию самих же спонсоров «ВОМСА», существует вероятность, что полученная информация о стратегических особенностях охраны границы, наиболее слабых и уязвимых местах, на российско-польском, польско-белорусском и латвийско-белорусском участках, может быть перенаправлена в Россию или в Белоруссию. Для чего? Для целенаправленного увеличения потоков нелегальной миграции в европейские страны. И это, по мнению ЕС, может крайне неблагоприятно сказаться на общем политическом фоне стран Евросоюза.
В то же время представители стран ЕС в своих докладах и резолюциях неоднократно и публично обращали внимание на ухудшение ситуации с соблюдением прав человека в Кыргызстане. Стоит вспомнить, какая «драма» разыгралась после принятия Жогорку Кенеш (парламент КР) закона об «иностранных агентах», как «раздувалась ситуация» в деле преследования активистов (Алишер Саитов), правозащитников («Бир Дуйно Кыргызстан»), журналистов оппозиционных изданий «Кlоор», «Temirov Live» и других, которые на регулярной основе публикуют расследования о фактах коррупции со стороны руководящего состава ГКНБ и представителей высших эшелонов власти.
По мнению политологов КР, в последние годы отношения между ЕС и Кыргызстаном становятся все более напряженными по многим направлениям. Видимо, поэтому в Евросоюзе посчитали, что дальнейшее финансирование программы Евросоюза «Содействие управлению границами в Центральной Азии» – «BOMCA» необходимо признать нецелесообразным. Ведь в республике продолжаются нарушения прав и свобод человека, и все еще остается слишком высоким риск коррупции со стороны местных чиновников.
Рашит Мутабеков, по информации интернет-порталов.
Нет Ответов